МБДОУ д/с № 286 ("Полянка")

 

Приложение 9, 10

 

Приложение № 9

 

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА

 

Пособия для работы с детьми с амблиопией и косоглазием

 

Перечень общих пособий:

2-цветный фланелеграф для фронтальной и индивидуальной работы (на группу детей);

фоны;

подставки;

указки;

примерный список методической литературы по проблемам амблиопии и косоглазия.

 

Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные);

пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины;

алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию;

по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, типичное контурное и силуэтное изображе­ние предметов, трафареты (внутренние и внешние);

 - по развитию зрительно-слуховой памяти;

- по развитию нестереоскопических способов анализа глубины пространства (перекрытие, удаление и т. д.).

 

Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных):

для развития соотношения образа и слова (подбор картинок, аппликаций, контурного и силуэтного изображения к картине, вы­полненного в разных ракурсах для моделирования картин);

для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

 

Специальные пособия для коррекции и развития зрительных функций

-              мозаика разной величины и цвета, различный мелкий мате­риал (бусы и др.), кубики и конструктор "Строитель";

дидактические игры и упражнения по изучаемой теме (по развитию сенсорного восприятия, предметного представления, вни­мания, памяти, мышления и т. д.);

трафареты (тематические, геометрические, линейные);

раскраски;

лабиринты;

материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

материалы для ручного труда (косточки, плетения, коробки, вышивание и др.);

приборы по развитию зрительных функций (кольцебросы, серсо, бадминтон, калейдоскопы, диаскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры).

 

Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (звукоориентиры, вспомогательные средства, макеты помеще­ний и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.).

Дидактический материал по обучению ориентировке:

-              модели  игровых комнат (спальни, кухни, группы),  планы этих помещений и план окружающей местности;

наглядные пособия, формирующие представления об объектах, встречающихся в замкнутом и открытом пространстве и за пределами детского сада;

специальные альбомы по восприятию предметов разной ве­личины и объема, заполняющих пространство.

 

Пособия по социально-бытовой ориентировке:

предметы домашнего обихода натуральные, например, одежда, кухонные принадлежности, бытовая техника и др., модели-игрушки, плоскостное и контурное изображение.

 

Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграмы и др.).

Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки и т. д.).

 

Пособия для работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения

Перечень общих пособий:

фланелеграф для фронтальной работы и индивидуальные фланелеграфы на подгруппу детей (2-цветные);

фоны;

подставки;

указки;

примерный список методической литературы по проблемам слепоты;

специальные тифлологические приборы для развития ком­пенсаторных способов познания мира и развития сохранных функ­ций;

приборы по тифлографике.

 

Пособия по развитию кистей рук и пальцев.

 

Пособия для коррекции и развития познавательной деятельности:

по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (цветные эталоны предметов и их изо­бражение, эталоны формы, величины);

по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный ма­териал);

по развитию слухового восприятия и представления (звуковые игрушки, сигналы, наборы пластинок с шумами);

по развитию обоняния (бытовые запахи,  запахи улицы  и др).

 

Пособия по формированию представлений об окружаю­щем мире в соответствии с возрастом и программными требованиями  (натуральные предметы, игрушки-модели, барельефы, апплика­ции, рельефное изображение, выполненное разными способами).

 

Пособия по развитию неречевых и речевых средств об­щения:

модели лица (мимика - объем, барельеф, контур и графиче­ское их изображение);

модели позы (объем, рельеф, контур и рельефное их изо­бражение).

 

Пособия по обучению слепых пространственной ориен­тировке:

модели игровых комнат (спальня, кухня, группа), планы этих помещений;

планы окружающей местности;

тифлотехнические специальные приборы для ориентировки (сигналы, ориентиры, адаптивные дорожки, следы, рельефное изо­бражение помещений, знаковая наглядность у входа в помещение);

пособия, формирующие представления об объектах, встре­чающихся ребенку за пределами детского сада (модели транспорта, включая метро, модели общественных мест - ателье, почта, аптека);

модели основных типовых зданий, решеток и других объек­тов, встречающихся на улице.

 

Пособия по социально-бытовой ориентировке:

предметы домашнего обихода натуральные и их модели-игрушки, плоскостное и контурное изображение;

тифлотехнические приборы для быта слепого (дозаторы).

 

Пособия для подготовки ребенка к чтению и письму по Брайлю (прибор «школьник», подкладка от прибора Синявского, однострочные и многострочные брайлевские приборы, грифель для письма, колодки шеститочия, брайлевская азбука, букварь и пособия, готовящие руку ребенка для чтения и восприятия, воспроизведения точечного шрифта, карточки с точечным изображением, образцы рельефных орнаментов, различные рельефные изображе­ния, выполненные разным способом (выкалывания, наклеивания, выдавливания).

  

Приложение 10

 

Паспорт логопедического кабинета

 

Кабинет занимает отдельное помещение, площадью 12 квадратных метров, имеет естественное освещение и подсветки над магнитной доской настенными зеркалом.

 

Оснащение кабинета

1. Настенное зеркало.

2. Компьютер, принтер, магнитола.

3. Столы для детей -3 штуки, детские стулья – 10 штук.

4. Стол для логопеда.

5. Два стула для взрослых.

6. Дополнительное освещение настенного у зеркала и магнитной доски.

7. Настенные часы.

8. Шкафы и тумба для методической литературы и дидактических пособий.

9. Навесная магнитная доска.

10. Фланелеграф.

11. Чистое полотенце.

12. Коробки и папки для пособий.

 

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми.

1. Набор логопедических зондов.

2. Шпатели металлические.

3. Спирт медицинский.

4. Вата.

5. Пособия для индивидуальной работы.

6. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.

 

Документация

1. Трудовой договор №8.

2. Должностные обязанности учителя-логопеда..

3. Инструкция по охране труда учителя- логопеда.

4. Структура образовательного процесса, график работы учителя-логопеда.

5. Протоколы заседаний МПК Кировского района.

6. Перспективный план работы логопедического кабинета на год.

7. Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения на год.

8. Протоколы заседаний медико-педагогического консилиума.

9. Список детей, проведённых МПК на занятия к логопеду.

10. Потрфолио.

11. Журнал учета индивидуальных занятий.

12. Журнал учета посещаемости по группам.

13. Перспективные планы коррекционно- методической работы с каждой группой.

14. Журнал учёта первичного обследования детей.

15. Речевая карта на каждого ребенка.

16. Папки индивидуальной работы с детьми (на руках у родителей).

17. Папки взаимосвязи с воспитателями (в группах).

 

Пособия для обследования

1. Альбом обследования звукопроизношения.

2. Альбом обследования фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Альбом обследования слоговой структуры слова.

4. Альбом обследования словаря.

5. Альбом обследования грамматического строя речи.

6. Альбом обследования самостоятельной речи.

7. Сюжетные картинки и серии картинок для обследования сформированности связной речи.

8. Счетный материал.

9. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.

10. Почтовый ящик, пирамидки, матрёшки и т.д.

 

Формирование звукопроизношения.

1. Артикуляционные упражнения (карточки).

2. Профили звуков.

3. Набор пособий для работы над речевым дыханием.

4. Предметные картинки на все изучаемые звуки.

5. Альбомы для автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах.

6. Тексты и стихи на автоматизацию поставленных звуков.

8. Тексты и стихи на дифференциацию поставленных звуков.

9. Книги со скороговорками.

10. Дидактические игры, используемые при формировании правильного звукопроизношения.

11. Пособия для формирования слоговой структуры слова.

 

Формирование фонетического восприятия, звукового анализа.

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.

3. Тексты на дифференциацию звуков.

4. Пособие Т. А. Ткаченко по развитию фонематического восприятия.

5. Различные музыкальные инструменты и звучащие игрушки.

 

Развитие мелкой моторики.

1.Мозаика.

2.Лего.

3.Шнуровки.

4.Штриховки.

5.Обводки.

6.Раскраски.

7.Карандаши.

 

Грамота

1. Наборная азбука.

2. Азбука в картинках.

3. Схемы для анализа предложений.

4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

5. Имя существительное.

6. Глагол.

7. Прилагательное.

8. Наречие.

9. Числительное.

 

Работа над словарем

1.Предметные картинки.

Овощи

Фрукты

Ягоды

Головные уборы

Мебель

Птицы

Семья

Растения

Грибы

Одежда

Посуда

Игрушки

Насекомые

Профессии

Деревья

Дом и его части

Животные и их детеныши

Транспорт

Инструменты

Времена года

Школьные принадлежности

Предметные картинки на подбор антонимов.

 

Формирование грамматического строя речи

1. Пособия на падежные формы существительного в единственном и множественном числе.

2. Пособия на предложные конструкции (составление предложений с предлогами).

3. Пособия на согласования (прилагательных, глаголов, числительных,

местоимений с существительными).

4. Пособия для формирования фразовой речи.

 

Развитие связной речи

1. Серии сюжетных картинок.

2. Сюжетные картинки.

3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.

 

Материал для работы с родителями.

1. Статьи.

2. Рекомендации.

3. Сообщения для родительских собраний, консультаций.

 

Материал для работы с воспитателями.

1. Статьи.

2. Рекомендации.

3. Сообщения для консультаций.

 

Методическая литература,

используемая в коррекционно-логопедической работе.

1. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников».  С.-Петербург. «Детство-Пресс». 2004г.

2. Богомолова. А. И. «Нарушение произношения у детей».Москва. «Просвещение». 1979г.

3. Большакова С. Е. «Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей», Москва, 2007г.

4.Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки». С.-Петербург.

«Каро». 2001г

5. Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы», Москва, МОЗАИКА-АИНТЕЗ, 2010г.

6. Волкова Л.С. «Логопедия». Москва, «Просвещение». 1989г.

7. Воробьева Т. А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». С.-Петербург. «Дельта». 2001г.

8. Жукова Н. С., Мастюкова М. Е., Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников». Москва. «Просвещение». 1973г.

9. Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда», Москва, ВЛАДОС, 2000г.

10. Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей

5-7 лет». Москва. «Гумм. Издат. Центр ВЛАДОС». 2005г.

11. Каше Г. А., Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)». Министерство просвещения СССР. Москва. 1986г.

12. Каше Г. А. «Исправление недостатков речи у дошкольников». Москва. «Просвещение». 1971г.

13. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей». Москва,2005г.

14. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Москва. «Баласс». 2003г.                                                                                     

15. Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников». С-Петербург.  «Детство-Пресс». 2006г.

16. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Москва. «Гном-Пресс». 1998г.

17. Крупенчук О.И. «Лого-рифмы. Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей». С.-Петербург. «Спец. Лит.».2000г.

18. Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». Москва. «Сфера». 2004г.

19. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет», , Москва, 2007г. ТЦ «Сфера» 2007г.

20. «Логопед», научно-методический журнал

21. Мазин И.А., «Пятьсот скороговорок, пословиц, поговорок», Москва, 2005.

22. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». С. –Петербург. «Детство- Пресс». 2003г.

23. Нищева Н.В. «Будем говорить правильно». С.-Петербург. «Детство-Пресс». 2002г.

24. Новикова Е.В., «Артикуляция звуков в графическом изображении», Москва, 2005г

25. Плаксина Л. И. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений iv вида». Москва. Просвещение. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. 1997г.

26. Рау Е. Ф., Рождественская В. И. «Смешение звуков речи у детей». Москва. «Просвещение».1972г.

27. Рождественская В. И. «Воспитание речи заикающихся дошкольников». Москва «Просвещение». 1960г.

28. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». Москва. «Владос». 1994г.

29. Скворцова И.В. «Программа развития и обучения дошкольников.100 логопедических  игр. Для детей 4-6 лет». Москва. «Детство-Пресс». 2003г.

30. Султанова М.И.,  «Веселые домашние задания для детей 3-7 лет», Москва, 2007г.

31. Султанова М.И., «Веселые уроки: ориентация на плоскости, логика, внимание, противоположности», Москва, 2006г.

32. Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи» (старшая группа). С.-Петербург. «Детство- Пресс». 2004г.

33. Тимонен Е. И. «Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи» (подготовительная группа). С.-Петербург. «Детство- Пресс». 2004г.

34. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия». Москва. «Издательство ГНОМ и Д». 2001г.

35.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить», 1-2 части. Москва. «Просвещение». 1991г., 1992г.

36. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Москва. Министерство образования РСФСР. 1991г.

37. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. «Подготовка детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Министерство образования РСФСР. 1986г.

38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)». Министерство образования Российской Федерации. Москва. 1993г.

39. Чистякова И. А. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников». С-Петербург. «КАРО». 2005г.

40. Чистякова И.А «33 игры для развития глагольного словаря дошкольника», С.-Петербург, 2005г.

41. Методическая литература других авторов.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения